В этом году я явно не наплавался. Одного сплава по Аварской-Койсу и Андийской-Койсу организму оказалось мало и я подписался на ноябрьскую поездку в Турцию, наивно надеясь, что там будет тепло. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что в Турции только Чорох гарантированно пригоден к сплаву в ноябре, на остальных реках нет воды и надежда только на дождевые паводки. Было решено не полагаться на волю случая и ехать на Чорох. Нас набралось пять человек — два кат-2 и каяк, на котором гордо шел адмирал.
На стойке регистрации в Шереметьево-2 милая барышня взглянула на три тележки с барахлом, каяк, негабаритные «карандаши» и ручную кладь в виде баллонов от катамаранов, улыбнулась, вздохнула и сказала: «ну зачем вы подошли ко мне». Дальше началась длительная процедура регистрации, нас старательно взвешивали, а мы, летевшие с двумя пересадками, старательно хотели отправить багаж сразу в конечную точку. Система упорно отказывалась выдавать конечный пункт назначения. Несмотря на усилия коллективного разума всех барышень, занимающихся регистрацией, отправить багаж напрямую в Эрзурум они так и не смогли, а еще, повздыхав, сообщили, что у нас 10 килограммов перевеса. Палыч отправился платить и полчаса простоял в очереди из трех человек. В результате весь самолет ждал нашу команду.
На пересадке в Стамбуле. Турок перевес и негабаритный каяк совсем не заинтересовал, они лишь навесили на рюкзаки более 25 килограмм бирки «heavy».
Прилетаем в Эрзурум в районе часа ночи. Тихо радуясь, что ничего из горы нашего барахла не было потеряно, выкатываемся на тележках из аэропорта и оказываемся посреди чистого поля. Тут нам повезло, на стоянке возле аэропорта оказалось ровно две машины такси, причем таких, в которые помещался наш немаленький багаж. Так как наш рейс на сегодня последний, то радость была обоюдной. Через два часа мы уже заселялись в отель в Испире.
Сервис в отеле небогатый. Комната с пятью пружинными кроватями. Зато к каждой кровати прилагаются тапочки и есть молельные коврики в ассортименте.
Утром находим машину, чтобы довести вещи до реки. Для местных мы как заезжий цирк, не каждый день такие клоуны по улицам ходят, поэтому вокруг нас немедленно собираются зрители.
Сергей гордо шествует к реке в окружении мальчишек.
Испирская достопримечательность — древняя крепость.
Очень модный дом.
Чорох не потрясает своим расходом.
Предводитель команчей ждет пока пупындры отстапелятся.
Весь стапель происходит в окружении мальчишек, которые предлагают курить и спрашивают: «What is your name?» Узнав имя, кричат: «Andrey, photo», и фотографируются рядом с тобой на мобильный телефон.
Все местные жители пытаются нам объяснить, что впереди «river tunnel». По нашим же данным, примерно через 5 километров строят автомобильный туннель вдоль реки, поэтому решаем не дергаться и действовать по ситуации.
Стартуем и через час становится ясно, что имелось в виду.
Вылезаем на просмотр «препятствия». Смелых для первопрохождения не нашлось. Решаем заночевать рядом с туннелем.
Ночь была холодной. Мечты о сплаве в теплой Турции были разрушены.
Быстрая разведка показала, что препятствие Испирский каньон прекратило свое существование. Большая часть препятствий оказалась в туннеле, после туннеля есть небольшой участок, к которому можно доехать по старой дороге, но особого интереса, по крайней мере в нашу воду, он не представляет. Решаем обвезти каньон на попутке.
Это оказалось непросто. Стоило нам выползти на дорогу, как она мгновенно опустела. В дальнейшем мы поняли, что с 12 до 14 все движение везде замирает, но в тот момент мы грустно смотрели в даль,
фотографировали сигнальные знаки на солнечных батареях
и размораживали на солнце вещи.
Через два часа, после окончания «обеденного перерыва», мы таки объехали «river tunnel» и готовимся стартовать дальше.
Берега абсолютно безжизненные.
Так как на Чорохе идет строительство двух ГЭС и кучи сопутствующих объектов, то вдоль берегов повсеместно встречаются мобильные заводы по производству бетона и прочих стройматериалов. Рабочие машут руками и фотографируют нас на мобильники.
Осмотр антропогенного препятствия.
Встаем на стоянку. Один из катов порвался. Тут, в отличие от первой ночёвки, уже можно насобирать палочек на костер, а ночью не «минус, минус», а просто минус.
На следующий день стартуем дальше, воды в реке стало заметно больше.
Очередное антропогенное препятствие — насыпной мост. Разминаем ноги перед перетаскиванием судов.
Рядом экскаватор, непонятно как и зачем забравшийся на гору, кидает с диким грохотом вниз огромные валуны. Он находится там, где высоко на горе висит небольшое облако пыли.
Прогон на Чорохе. Несет постоянно хорошо, заметных препятствий нет.
Сквозь жиденькие кусты проглядывает историческое наследие.
Так… где мы? Сколько еще осталось до конца светового дня?
Происхождение и предназначение гигантских блоков вдоль реки так и осталось загадкой.
Вечереет, со стоянками на реке плохо. В итоге мы встаем на окраине какого-то фруктового сада.
Наша основная задача на следующий день — пройти каньон после Юсуфели. В каньоне есть примерно 6 порогов, между которыми достаточно длинные участки быстротока, где можно качественно отстраховаться. В большую же майскую воду участки ровной воды скорее всего исчезают. В большую же майскую воду участки ровной воды скорее всего исчезают.
В одном из порогов у нас произошел киль. Так как шли колонной, то есть только небольшая запись с камеры на шлеме. В принципе, порог не сложный, но долго думать с какой стороны обходить камень – вредно:)
После заплыва кат зачалили на пляж левого берега.
Типа просмотр. Я вылезаю на камень и смотрю вперед, остальные сидят и ждут результат.
Операторский кат греется на солнышке после каньона.
После каньона плывем часа два, пытаясь найти стоянку. Уже в сумерках встаем на каменном пляже.
Вечером дружно читали лоцию, решили, что до основного порога Кинг-Конг лопатить примерно два часа.
Наш катамаран расслаблено стартует первым. За ближайшим поворотом открывается примерно такая картина, на плес не похожая:) В результате чалимся в заходной шивере порога Кинг-Конг, а ночевали мы на ориентире порога Кинг-Конг — галечный пляж на правом берегу.
Быстрый просмотр. По нашей малой воде порог не представляет особой сложности. Бочек нет, все камни легко обходятся. Быстро проходим колонной.
Река успокаивается. Спокойно катимся вниз, греясь на солнышке. Однако в одном месте поперек реки оказался абсолютно ровный слив, по характеру похожий на слив с плотины. Расслабившийся вождь от неожиданности лег, но отстреливаться не стал:)
Сушка на фоне кранов очередной великой стройки.
Торжественное сжигание сплавных ботов.
Примета места антистапеля — знак «Artvin 70».
После ночевки в Юсуфели по красивой горной дороге едем на автобусе в Эрзурум.
Эрзурум. «Глянь — белые обезьяны!» Нам показалось, что фраза примерно такая. Это про нас.
Ноябрь 2010.
Добавить комментарий